Эпоха тюльпанов
Mar. 11th, 2010 06:15 pm"мы дети "эпохи тюльпанов"... но наше время прошло"(с)
Тюльпаны на фотках аутентичные, лично мне подаренные и скукожившиеся под
А приведенная строчка - из песни на слова уже упомянутой мною ранее Sezen Aksu и музыку некоего Bülent Özdemir, в исполнении певицы Sibel Can. Сразу предупреждаю - клип лучше не смотреть, только слушать и читать внизу текст/перевод. Исполнительница оказалась носительницей невыносимой турецкой женской манерности. Раньше я слушала просто песню, нравились слова, а сейчас вот вроде бы в тему - увядшие цветочки напомнили :)
Çok geç kalmışız canım, vakit bu vakit değil. Eski radyolar gibi, çatıya saklanmış aşk. Öyle sanmışız canım, artık ölümsüz değil. Leyla ile Mecnun gibi, çoktan masal olmuş aşk. Lale devri çocuklarıyız biz, zamanımız geçmiş. Aşk şarabından kim bilir en son, hangi şanslı içmiş. Ben derim utanma iftihar et, sevmeyenler utansın. | Мы очень опоздали, душа моя, время – уже не то время
Я говорю – не стыдись, гордись, пусть стыдятся те, |
Кто такие упомянутые в тексте Лейла и Меджнун, любовь которых стала легендой, а для кого и сказкой
Что такое Lâle Devri - "Эпоха тюльпанов":
Правление великого визиря Ахмеда III Ибрагим-паши Невшехирли получило в стране название «лале деври» - «эпоха тюльпанов» из-за чрезвычайно развившейся в это время моды на тюльпаны - настоящей тюльпаномании.
В 1720 г. французский посол в Стамбуле маркиз де Боннак добился посылки первого турецкого посольства в Париж. Среди достопримечательностей, которые привлекли внимание чрезвычайного посла Челеби-заде Мехмед-эфенди и его сына Сейида Мехмед-эфенди, секретаря посла, и произвели на них глубокое впечатление, были дворцовые парки и сады, особенно тюльпановые. По возвращении в Стамбул они рассказали об этом великому визирю Ибрагим-паше, а тот в свою очередь султану Ахмеду III.
В результате в дворцовых кругах началось увлечение садоводством. Султан Ахмед III, Ибрагим-паша, османская знать и даже средние слои общества разбивали обширные цветники, состоящие только из тюльпанов. Вдоль Босфора и Золотого Рога были разбиты огромные сады тюльпанов. В Стамбуле культивировалось несколько сот сортов (более 800), и луковицы лучших из них стоили баснословно дорого (например, сорт Руммами - 400 курушей, иранский сорт Махбуб - до 1 тыс. курушей).
Для борьбы со спекуляцией тюльпанами правительство ввело ограничение на их цены, выпустив специальный ценник. Тюльпан стал любимым цветком в орнаменте, оттеснив на задний план традиционные турецкие мотивы, поэты посвящали ему стихи. Увлечение тюльпанами сказалось на декоративном искусстве, правда, оно уже имело место в Османской империи, например, в период правления Мехмеда IV (1648-1687). Тогда разведением тюльпанов интересовался сам султан (для него австрийский посол Шмидт фон Шварценхорн специально привёз голландские сорта) и многие сановники.
И несколько неожиданная (для меня) деталь:
Царствование турецкого султана Ахмеда III, которое продолжалось с 1703 по 1730 год и послужило прологом к войне с Россией, историки нарекли «эпохой тюльпанов». Действительно и сам султан, и его соратник великий визирь Дамад Ибрагим-паша чрезвычайно любили эти изысканные цветы, тратили большие деньги на их приобретение и даже сами выводили новые сорта. Однако дело заключается не только в этом. По-турецки слово «тюльпан» звучит, как «ляле» и имеет символическое значение из-за созвучия со словом «Аллах». «Победа, — писал поэт Яхья Кемаль, — это хрупкая красота с лицом розы и поцелуем тюльпана». Правление Ахмеда III было не просто временем, когда выращивали много тюльпанов. Оно было также временем, когда Османская империя изо всех сил пыталась отстоять свои позиции в стремительно менявшемся мире и сохранить результаты своих прежних побед, свой «поцелуй тюльпана».

А вообще, я лично люблю тюльпаны. За простую и изящную форму, многоликость и живость - как подвядший цветок постепенно поднимает голову, распрямляется, отпив немного воды... как живой *_*